Любой водитель не редко встречается с дорожно-транспортными ситуациями на дороге и , если речь идет о ДТП без тяжких последствий (без пострадавших), то личных знаний водителя оказывается достаточно для того, чтоб разобраться в этой ситуации и, при необходимости,  отстоять свои права.

Другое дело, когда водитель сталкивается с уголовными делами по ДТП, т.е. тогда, когда его действиями причиняется вред здоровью или сметь другим участникам дорожного движения.

Ошибочным является первое мнение водителя, попавшего в такую ситуацию, о том, что разбирательство будет происходить также как и при незначительных ДТП. Дескать, пешеход шел в неустановленном для перехода месте, все, я не виновен….  Именно это заблуждение и приводит к тому, что таким водителям предъявляют обвинение.

Чем предусмотрена уголовная ответственность за ДТП с тяжкими последствиями?

Согласно ст. 264 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

При этом, в зависимости от последствий такого ДТП (т.е. имело место причинение тяжкого вреда здоровью, смерти одного потерпевшего или нескольких),  а также состоянии опьянения водителя , варьируются части данной статьи предусматривающие разные виды уголовного наказания, в том числе самого строгого наказания в виде лишения свободы.

Каким образом будет проводиться уголовное судопроизводства по такому ДТП.

Конечно же каждое ДТП уникально и не возможно  выработать единую линию расследования такого уголовного дела, но в большей части все едино.

Самым первоочередным следственным действием, которое имеет существенное значение для дела, является осмотр места происшествия. Именно на месте ДТП можно обнаружить и зафиксировать  объективную следовую информацию, позволяющую в дальнейшем следователю констатировать о том или ином факте (как например: скорость движения транспортного средства, место наезда, место столкновения, траекторию движения транспорта и другое).

Уже на месте происшествия нужно обращать внимание не только на следы торможения, но и на осыпь продуктов разрушения транспортных средств, например стекло от автомобиля, что, может позволить объективно установить место наезда на пешехода, место столкновения,; на царапины асфальтобетонного покрытия; на разлив ГСМ; осыпь грунта и т.п.

Полная фиксация всех следов на месте ДТП сможет объективно подтвердить и опровергнуть тут или иную версию водителя.

Следующей стадией расследования ДТП с пострадавшими станет опрос водителя, потерпевшего и свидетелей происшествия.

Любой адвокат Вам посоветует, что если Вы находитесь в шоков состоянии, не можете полноценно изложить обстоятельства ДТП, в том числе, не успели подготовить защитную позицию, то лучше всего на первом этапе отказаться от дачи пояснений, пользуясь ст. 51 Конституции РФ.

Такой отказ никак не препятствует Вам  в дальнейшей даче показаний уже после консультации с адвокатом.

Предварительная консультация с защитником является гарантом того, что Вы не «наговорите лишнего» и у Вас будет правильная позиция о механизме развития ДТП.

По уголовным делам о ДТП данное следственное действие является ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ.

Именно в ходе следственного эксперимента следователь получает ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ для назначениям автотехнической экспертизы.

Следственный эксперимент по делам о ДТП проводиться на том же месте, где и произошло ДТП, в те же погодные и дорожные условия (время суток, погода, освещение и т.п.).

В зависимости от рассматриваемого ДТП следователь может получать данные о времени движения пешехода по проезжей части (время длящейся опасности), например, если речь идет о наезде на пешехода; или данные о времени выезда автомобиля; или данные о скорости триперстного средства (экспериментальные заезды) и т.п.

Одним из самых распространённых, но в тоже время сложных, следственных экспериментов является эксперимент по установлению видимости объекта (в основном пешехода или препятствия).

Такой эксперимент является «коварным», потому как многие нюансы могут повлиять на видимость определяемого объекта и соответственно могут повлиять на дальнейшее заключение автотехнической экспертизы.

Данный вид судебной экспертизы является обязательным по такой категории уголовных дел и отвечает на вопросы о наличии несоответствий требований ПДД РФ в действиях участников ДТП, наличие технической возможности водителя предотвратить ДТП, о причинной связи с технической точки зрения, о состоятельности показаний участников и т.п.

Вывод указанной экспертизы неразрывно связан с ИСХОДНЫМИ ДАННЫМИ, полученными в ходе следственного эксперимента и является основополагающим для следователя при принятии решения о доказанности или недоказанности вины водителя.

Именно по результатам проведенной автотехнической экспертизы по исследованию обстоятельств ДТП следователь принимает решение о предъявлении обвинения водителю или о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.

В итоге

Дорожно-транспортные ситуации бывают разные и решение по ним могут варьироваться в разные стороны.

Пьяный водитель может сбить ребёнка на пешеходном переходе и оказаться невиновным, а трезвый водитель, двигаясь по главной дороге, оказаться виновным в столкновении транспортных средств.

Анализ механизма ДТП являешься наукой, требующей специальные познания и опыт, и в случае если, не дай Бог, Вы оказались в такой ситуации, Вам лучше обратиться к специалистам.